О благовоспитанности и чайной церемонии
О благовоспитанности (Из БУСИДО)
И вот что я скажу: те воины, в чьём сердце живут три величайших добродетели - верность, долг и доблесть,- почитаются самураями ранга высшего. Сила, стойкость и твёрдость отличают благородного рыцаря от простого наёмника, однако же, если есть у вас одна только сила, мало чем отличаетесь вы от крестьянина-простолюдина. Пристало самураю достойному и благонравному учиться и познать секреты стихотворства и чайной церемонии, древних и благородных ритуалов, используя каждую свободную минуту свою, каждый свободный час свой, постепенно, целеустремлённо и настойчиво.
Если же вы неграмотны или же малообразованны, трудно будет вам постичь суть и смысл происходившего в прошлом и того, что происходит в дни сегодняшние.
И неважно, насколько умён и сообразителен или же сметлив воин-самурай от природы, ибо из века в век сталкивается неграмотный и малообразованный с непреодолимыми препятствиями на жизненном пути.
Избежит многих и многих ошибок тот, кто имеет представление об иноземных державах, кто принимает решение и действует сообразно обстоятельствам - времени, месту и прочим условиям; тот, кто в состоянии отыскать единственный и верный способ разрешения проблемы. Вот почему я и говорю, что только образованный и обученный воин исполняет долг свой, как это и подобает самураю, справляясь со многими и многими трудностями на многотрудном пути своём.
Тому, кто кичится образованностью и знаниями своими, не обуздать гордыни самомнения и тщеславия - худших пороков. Чванливый свысока поглядывает на других, неграмотных и малообразованных соратников, хуже того, начинает надменный превозносить всё иноземное без нужды. И вот что я скажу в назидание молодым воинам: так жить нельзя, не пристало это благородному и гордому самураю.
Что же до поэзии и искусства сложения стихов - древних традиций и обычаев, - было немало воинов великих и доблестных, крепко державших в руке меч и сла-гавших прекрасные стихи. Даже воинам низшего ранга пристало проявлять должный интерес к высокому искусству поэзии и изучить каноны стихотворства, дабы не ударить в грязь лицом и при случае сложить достойный и подобающий стих .
И вот ещё что: уложив дайсё-но коси-моно на стойке для мечей, взяв в руки палочку для каллиграфии, ощутите вы, как смягчается ваше сердце, и разглаживаются морщины; многим и многим покажетесь вы в минуту вдохновения аристократом, не ведающим обычаев и привычек простого самурая. И вот что я скажу в назидание молодым воинам, ревнителям поэзии и модного ныне поверия - хайку: остерегайтесь легковесности и несдержанности, тщась казаться возвышенными и остроумными. Вы можете и развеселить своими речами, однако подобает ли это воину?
Теперь об искусстве чайной церемонии. С древних времён, начиная с эры Великих сегунов Киото, была она любимым времяпрепровождением многих и многих поколений японцев. Может случиться и так, что окажетесь вы гостем в чьём-нибудь доме или, будучи избранным в число приближённых господина, попадёте на празднество или торжество. Вот почему надлежит вам знать все тонкости: как приближаться к комнате для чайных церемоний и входить в неё, как рассматривать её убранство, как совершать трапезу, как пить чай.
Более того, в комнате для чайных церемоний следует наслаждаться царством отрешенности и покоя, которым чужды мирские богатства, положение в обществе и слава. Как бы ни был богат хозяин, будь он даже правой рукой сегуна, в его дворе вы увидите лишь виды гор, лесов, ручьев и равнин. Бамбуковые стропила, нетесаные колонны, соломенные крыши, окна из дранки, грубые двери и плетеные ворота из веток, вся аскетичность убранства - основа чайных покоев. Далее приборы для чая лишены внешней красоты; пусть отринет воин материальный мир и наслаждается чистотой и незамутненностью естества. Так юноши и созревают в воинов.
Готовя место для чайной церемонии, будьте готовы насладиться простым крепким напитком настоящего воина, будь то среди роскоши или в простоте, на серебре или с простой глины...
Так было и так будет: всякое сложное начинается с простого, так же как и всякое незначительное становится, в конце концов, важным и значительным. Бойтесь привыкнуть к роскоши, не успев осмыслить этого; опасайтесь мелочей, могущих заставить вас возжелать новый чайник для заварки вместо разонравившегося вам, но ещё годного старого. Вслед за малым последует и большее, и скоро не захотите и не сможете вы отказать себе в красивых и дорогих вещах. За большим последует ещё большее, и начнёте вы искать роскоши, заключать сделки с тем, чтобы заполучить вожделенное по сходной цене. Потом начнёте вы присматриваться к старинным и красивым вещам в домах своих друзей и знакомцев, начнёте выпрашивать их или просить уступить вам задёшево. Станете вы покупать и обменивать, позабыв о приличиях и долге, уподобляясь менялам и купцам, озабоченным одними лишь прибытками и выгодой. Так и сбиваются с пути рыцарского, с пути доблести и чести воинской те, кто возжелал роскоши и пышности.
Так не лучше ли воину вообще не знать, что такое чай, и не пить его вовсе, чем превращаться в менялу и купца, рыщущего по друзьям и знакомцам в поисках вещей изысканных, утончённых и дорогих? И вот что я скажу в назидание молодым и дерзновенным, идущим «Путём воина»: даже если вы не настолько благовоспитанны, чтобы знает все без исключения тонкости чайной церемонии, это всё равно не помешает вам стать воином доблестным и отважным, и не собьёт с пути истинного - «Пути воина».
И вот что я скажу: те воины, в чьём сердце живут три величайших добродетели - верность, долг и доблесть,- почитаются самураями ранга высшего. Сила, стойкость и твёрдость отличают благородного рыцаря от простого наёмника, однако же, если есть у вас одна только сила, мало чем отличаетесь вы от крестьянина-простолюдина. Пристало самураю достойному и благонравному учиться и познать секреты стихотворства и чайной церемонии, древних и благородных ритуалов, используя каждую свободную минуту свою, каждый свободный час свой, постепенно, целеустремлённо и настойчиво.
Если же вы неграмотны или же малообразованны, трудно будет вам постичь суть и смысл происходившего в прошлом и того, что происходит в дни сегодняшние.
И неважно, насколько умён и сообразителен или же сметлив воин-самурай от природы, ибо из века в век сталкивается неграмотный и малообразованный с непреодолимыми препятствиями на жизненном пути.
Избежит многих и многих ошибок тот, кто имеет представление об иноземных державах, кто принимает решение и действует сообразно обстоятельствам - времени, месту и прочим условиям; тот, кто в состоянии отыскать единственный и верный способ разрешения проблемы. Вот почему я и говорю, что только образованный и обученный воин исполняет долг свой, как это и подобает самураю, справляясь со многими и многими трудностями на многотрудном пути своём.
Тому, кто кичится образованностью и знаниями своими, не обуздать гордыни самомнения и тщеславия - худших пороков. Чванливый свысока поглядывает на других, неграмотных и малообразованных соратников, хуже того, начинает надменный превозносить всё иноземное без нужды. И вот что я скажу в назидание молодым воинам: так жить нельзя, не пристало это благородному и гордому самураю.
Что же до поэзии и искусства сложения стихов - древних традиций и обычаев, - было немало воинов великих и доблестных, крепко державших в руке меч и сла-гавших прекрасные стихи. Даже воинам низшего ранга пристало проявлять должный интерес к высокому искусству поэзии и изучить каноны стихотворства, дабы не ударить в грязь лицом и при случае сложить достойный и подобающий стих .
И вот ещё что: уложив дайсё-но коси-моно на стойке для мечей, взяв в руки палочку для каллиграфии, ощутите вы, как смягчается ваше сердце, и разглаживаются морщины; многим и многим покажетесь вы в минуту вдохновения аристократом, не ведающим обычаев и привычек простого самурая. И вот что я скажу в назидание молодым воинам, ревнителям поэзии и модного ныне поверия - хайку: остерегайтесь легковесности и несдержанности, тщась казаться возвышенными и остроумными. Вы можете и развеселить своими речами, однако подобает ли это воину?
Теперь об искусстве чайной церемонии. С древних времён, начиная с эры Великих сегунов Киото, была она любимым времяпрепровождением многих и многих поколений японцев. Может случиться и так, что окажетесь вы гостем в чьём-нибудь доме или, будучи избранным в число приближённых господина, попадёте на празднество или торжество. Вот почему надлежит вам знать все тонкости: как приближаться к комнате для чайных церемоний и входить в неё, как рассматривать её убранство, как совершать трапезу, как пить чай.
Более того, в комнате для чайных церемоний следует наслаждаться царством отрешенности и покоя, которым чужды мирские богатства, положение в обществе и слава. Как бы ни был богат хозяин, будь он даже правой рукой сегуна, в его дворе вы увидите лишь виды гор, лесов, ручьев и равнин. Бамбуковые стропила, нетесаные колонны, соломенные крыши, окна из дранки, грубые двери и плетеные ворота из веток, вся аскетичность убранства - основа чайных покоев. Далее приборы для чая лишены внешней красоты; пусть отринет воин материальный мир и наслаждается чистотой и незамутненностью естества. Так юноши и созревают в воинов.
Готовя место для чайной церемонии, будьте готовы насладиться простым крепким напитком настоящего воина, будь то среди роскоши или в простоте, на серебре или с простой глины...
Так было и так будет: всякое сложное начинается с простого, так же как и всякое незначительное становится, в конце концов, важным и значительным. Бойтесь привыкнуть к роскоши, не успев осмыслить этого; опасайтесь мелочей, могущих заставить вас возжелать новый чайник для заварки вместо разонравившегося вам, но ещё годного старого. Вслед за малым последует и большее, и скоро не захотите и не сможете вы отказать себе в красивых и дорогих вещах. За большим последует ещё большее, и начнёте вы искать роскоши, заключать сделки с тем, чтобы заполучить вожделенное по сходной цене. Потом начнёте вы присматриваться к старинным и красивым вещам в домах своих друзей и знакомцев, начнёте выпрашивать их или просить уступить вам задёшево. Станете вы покупать и обменивать, позабыв о приличиях и долге, уподобляясь менялам и купцам, озабоченным одними лишь прибытками и выгодой. Так и сбиваются с пути рыцарского, с пути доблести и чести воинской те, кто возжелал роскоши и пышности.
Так не лучше ли воину вообще не знать, что такое чай, и не пить его вовсе, чем превращаться в менялу и купца, рыщущего по друзьям и знакомцам в поисках вещей изысканных, утончённых и дорогих? И вот что я скажу в назидание молодым и дерзновенным, идущим «Путём воина»: даже если вы не настолько благовоспитанны, чтобы знает все без исключения тонкости чайной церемонии, это всё равно не помешает вам стать воином доблестным и отважным, и не собьёт с пути истинного - «Пути воина».
{T_LINK}
Вернуться назад