DataLife Engine > Легенды Единоборств > О благовоспитанности и чайной церемонии

О благовоспитанности и чайной церемонии

О благовоспитанности (Из БУСИДО)

И вот что я скажу: те воины, в чьём сердце живут три величайших добродетели - верность, долг и доблесть,- почита­ются самураями ранга высшего. Сила, стойкость и твёрдость отличают благородного рыцаря от простого наёмника, одна­ко же, если есть у вас одна только сила, мало чем отличаетесь вы от крестьяни­на-простолюдина. Пристало самураю достойному и благонравному учиться и по­знать секреты стихотворства и чайной церемонии, древних и благородных ритуалов, используя каждую свободную мину­ту свою, каждый свободный час свой, постепенно, целеустремлённо и настойчиво.

Если же вы неграмотны или же мало­образованны, трудно будет вам постичь суть и смысл происходившего в прошлом и того, что происходит в дни сегодняшние.

И неважно, насколько умён и сообра­зителен или же сметлив воин-самурай от природы, ибо из века в век сталкивается неграмотный и малообразованный с непреодолимыми препятствиями на жиз­ненном пути.

Избежит многих и многих ошибок тот, кто имеет представление об иноземных державах, кто принимает решение и дей­ствует сообразно обстоятельствам - вре­мени, месту и прочим условиям; тот, кто в состоянии отыскать единственный и верный способ разрешения проблемы. Вот почему я и говорю, что только образованный и обученный воин исполняет долг свой, как это и подобает самураю, справ­ляясь со многими и многими трудностя­ми на многотрудном пути своём.

Тому, кто кичится образованностью и знаниями своими, не обуздать гордыни самомнения и тщеславия - худших поро­ков. Чванливый свысока поглядывает на других, неграмотных и малообразованных соратников, хуже того, начинает надмен­ный превозносить всё иноземное без нужды. И вот что я скажу в назидание моло­дым воинам: так жить нельзя, не пристало это благородному и гордому самураю.

Что же до поэзии и искусства сложе­ния стихов - древних традиций и обычаев, - было немало воинов великих и доблестных, крепко державших в руке меч и сла-гавших прекрасные стихи. Даже воинам низшего ранга пристало проявлять долж­ный интерес к высокому искусству поэзии и изучить каноны стихотворства, дабы не ударить в грязь лицом и при случае сло­жить достойный и подобающий стих .

И вот ещё что: уложив дайсё-но коси-моно на стойке для мечей, взяв в руки палочку для каллиграфии, ощутите вы, как смягчается ваше сердце, и разгла­живаются морщины; многим и многим покажетесь вы в минуту вдохновения аристократом, не ведающим обычаев и при­вычек простого самурая. И вот что я ска­жу в назидание молодым воинам, ревнителям поэзии и модного ныне поверия - хайку: остерегайтесь легковесности и несдержанности, тщась казаться возвышенными и остроумными. Вы можете и развеселить своими речами, однако подобает ли это воину?

Теперь об искусстве чайной церемонии. С древних времён, начиная с эры Вели­ких сегунов Киото, была она любимым времяпрепровождением многих и многих поколений японцев. Может случиться и так, что окажетесь вы гостем в чьём-ни­будь доме или, будучи избранным в число приближённых господина, попадёте на празднество или торжество. Вот почему надлежит вам знать все тонкости: как приближаться к комнате для чайных це­ремоний и входить в неё, как рассматривать её убранство, как совершать трапе­зу, как пить чай.

Более того, в комнате для чайных церемоний следует наслаждаться царством отрешенности и покоя, которым чужды мирские богатства, положение в обществе и слава. Как бы ни был богат хозяин, будь он даже правой рукой сегуна, в его дворе вы увидите лишь виды гор, лесов, ручьев и равнин. Бамбуковые стропила, нетеса­ные колонны, соломенные крыши, окна из дранки, грубые двери и плетеные ворота из веток, вся аскетичность убранства - основа чайных покоев. Далее приборы для чая лишены внешней красоты; пусть от­ринет воин материальный мир и наслаждается чистотой и незамутненностью ес­тества. Так юноши и созревают в воинов.

Готовя место для чайной церемонии, будьте готовы насладиться простым крепким напитком настоящего воина, будь то среди роскоши или в простоте, на серебре или с простой глины...

Так было и так будет: всякое сложное начинается с простого, так же как и всякое незначительное становится, в конце концов, важным и значительным. Бой­тесь привыкнуть к роскоши, не успев осмыслить этого; опасайтесь мелочей, могущих заставить вас возжелать новый чайник для заварки вместо разонравив­шегося вам, но ещё годного старого. Вслед за малым последует и большее, и скоро не захотите и не сможете вы отказать себе в красивых и дорогих вещах. За большим последует ещё большее, и начнёте вы искать роскоши, заключать сделки с тем, чтобы заполучить вожделенное по сходной цене. Потом начнёте вы присматриваться к старинным и красивым вещам в домах своих друзей и знакомцев, начнёте выпрашивать их или просить уступить вам задёшево. Станете вы покупать и обменивать, позабыв о приличиях и долге, уподобляясь менялам и купцам, озабоченным одними лишь прибытками и выго­дой. Так и сбиваются с пути рыцарского, с пути доблести и чести воинской те, кто возжелал роскоши и пышности.

Так не лучше ли воину вообще не знать, что такое чай, и не пить его вовсе, чем превращаться в менялу и купца, рыщущего по друзьям и знакомцам в поисках вещей изысканных, утончённых и дорогих? И вот что я скажу в назидание молодым и дерзновенным, идущим «Путём воина»: даже если вы не настолько благовоспитанны, чтобы знает все без исключения тонкости чайной церемонии, это всё равно не помешает вам стать воином доблестным и отважным, и не собьёт с пути истинного - «Пути воина».










{T_LINK}



Вернуться назад