DataLife Engine > Легенды Единоборств > С древних времён в Японии существовала традиция монахов-воителей

С древних времён в Японии существовала традиция монахов-воителей

С древних времён в Японии существовала традиция монахов-воителей. И вот что я скажу: между монахами и воина­ми-наёмниками действительно было много общего.

Так, рядовые послушники монастырей и своего рода «семинаристы» школ Дзэн были сопоставимы по своему статусу и обученности с рядовыми воинами, пользуясь современной терминологией, - пехотой или бойцами вспомогательных частей.

Монашествующие, занимавшие в религиозной общине более высокий ранг, по своему статусу соответствовали младшему командному составу - десятникам, командирам охранных отрядов пехотин­цев-самураев и так далее.

«...Дав обет вести аскетический образ жизни и приняв постриг, облачившись в монашеские одеяния, приняв знаки рели­гиозной власти, они и сегодня зовутся «Старшими» или «Мастерами...», - говорится в древней летописи.

Монахи высокого ранга соответство­вали воинам-самураям, имевшим право на ношение символов власти, собственного герба, штандарта и прочих знаков отли­чия, и командовавшим подразделениями пехотинцев или отрядами лучников.

Что же касается обучения монахов и самураев, то «Путь Будды» представля­ется если и не предпочтительнее, то куда как продолжительнее, нежели чем «Путь Воина». Поясню на примере: каждый буддийский монах имел собственного учителя-наставника; покидая его, монаше­ствующий отправлялся в долгое стран­ствие по стране, посещая знаменитые монастыри и отдалённые обители в горах и встречая на своём «пути обращения» множество образованнейших людей своего времени - преимущественно из рели­гиозной среды. Главной целью многих лет странствий оставалось самосовершенствование, учёба и постижение таинств Дзэн. Проходя долгий путь от послушника к монашествующему более высокого ранга в монастырской иерархии, даже становясь «Мастером», настоятелем храма или монастыря, монах-аскет продолжал учиться до последнего дня жизни своей в ожидании Воплощения Будды на грешной земле.

Было бы в высшей степени желательно, чтобы и воины учились боевым ис­кусствам всю свою жизнь, проходя столь же долгий путь становления и обучения от новобранцев до рыцарей-самураев. Однако же случается и так, что даже ря­довые воины, не облечённые доверием господина и не имеющие званий и чинов, получают денежное содержание и стоят на довольствии, даже не занимаясь вы­полнением своих профессиональных обязанностей, а, попросту говоря, бездельничают или отлынивают от воинской службы. Есть у бездельников крыша над головой, которая укроет их в непогоду, есть котел, в котором варится рис. Они ни в чём не испытывают недостатка, многие из них, даже недостаточно по­жив, завели себе молодых жён, имеют детей. Таким некогда заниматься боевыми искусствами и постижением «Бусидо». Главное их занятие - найти укромный уголок для послеобеденного сна, главные их дела настолько далеки от дел воинс­ких, что просто уму непостижимо, почему эти бездельники и лодыри считают­ся самураями.

Попусту тратя драгоценное время, в праздности и невежестве проводят они день за днём, год за годом, месяц за ме­сяцем. И вот уже многие из них поседели и начали лысеть. Так они и живут, дос­тигая почтенного возраста и получая «заслуженный» статус ветерана. Бывает, что господин отправляет их с поручени­ем, и они кое-как справляются с ним, благодаря опытным воинам, но, когда господин посылает их в отдалённые провинции, они непременно терпят неудачу, беспомощные и растерянные. Собираясь в дорогу, они получают советы и рекомендации опытных и достойных людей или своих предшественников, заимствуют у них руководство по протоколу и прочие наставления - так что даже если им и удаётся выполнить поручение господина, то это ни в коем случае не их заслуга, а тех, кто положил долгие годы на изуче­ние дипломатии, делопроизводства и прочих наук и искусств, знание которых обязательно для образованного и достойного воина.

И вот что я скажу в заключение и в назидание молодым воинам, мечтающим о подвигах и славе на пути воина: леность и праздность - постыдный путь, которым не пристало идти настоящему самураю.

Что же касается официальных обязанностей воинской касты, то они давно определены и сформулированы. Их следует выучить и знать наизусть задолго до того, как воин получит своё первое повышение или достойное назначение на новую должность. Когда бы вы ни встретили достойного и опытного воина, отложите бесполезные и праздные разговоры и спра­шивайте ветерана о том, что может пригодиться вам в будущем. Спрашивай­те многократно, слушайте внимательно и всё запоминайте. Изучайте старинные руководства и наставления воинам, даже рисунки. Пусть писарь сделает вам список или перепишите драгоценную рукопись своими руками, дабы использовать бесценный опыт прошлых поколений. Составив представление об обязанностях воинов-самураев разного ранга и положения, в дальнейшем вы справитесь с любым поручением, на какую бы должность вы не были бы назначены.

В дни мира следует учиться под руководством и с помощью старших и более опытных воинов, пользоваться их советами и руководствоваться их мнением при выполнении тех или иных поручений господина. В дни войны учение заканчивается, теперь не время прятаться за спи­ны других, и не пристало пользоваться чужими советами и пожеланиями, кроме тех, что диктует вам ваш священный долг - долг верности и чести самурая. В дни войны наступает для вас время при­нятия самостоятельных решений.

Так, военачальник-самурай, инспектирующий войска или представляющий господина на поле боя, обязан знать число вражеских солдат, качество их снаряже­ния и вооружения, расположение боевых порядков противника и уровень его подготовки, он обязан правильно оценить сте­пень защищённости фортификационных сооружений - замков и монастырей, уметь выбрать правильную позицию для защиты или нападения, проанализировать тактические и стратегические перспективы и предпосылки победы в сражении. И если в его рассуждения вкралась ошибка, и военачальник принял неправильное решение, приведшее к поражению, - это его собственная ошибка и его собственное поражение. Иначе обстоят дела там, где бой принимают рядовые самураи, и речь идёт о приказах командира воинов-пехотинцев, облечённого командной властью. От принятых им решений зависят жизнь и смерть воинов, и его просчеты и промахи навлекут позор и бесчестье на него самого и его воинов-самураев.

Точно так лее выглядел бы на исходе дней и буддийский монах, предававшийся в молодости праздности и лени. Пренебрегавший в молодости изучением трудов отцов-предстоятелей, нерадивый монах становится настоятелем только потому, что погрузнел, постарел и облысел. Заслуживает ли он звания «Мастера» и права наставлять монашествующих низших ступеней только потому, что носит церемониальные одеяния и символы власти на цветных одеждах?

Когда шарлатан вроде этого позорит и себя, и свой сан, он становится настоящим посмешищем для толпы. Но это только его собственный позор. За леность и праздность его можно лишить сана, изгнать из храма и с глаз веселящейся толпы, но он безвреден и не в состоянии нанести серьёзного ущерба не только окружающим, но и общественной морали. Иное дело на поле боя. Здесь безграмотный командир, допустивший промах или совершивший ошибку в выборе позиции, представляет угрозу для жизни воинов-подчинённых и может причинить вред армии, государству и обществу.

Важно понимать это и, соответственно, использовать свободное от службы время для изучения общевойсковых и боевых принципов самурая.

И вот что я скажу в назидание молодым воинам-самураям: учитесь так, что­бы любое назначение было вам по плечу, даже пост командира, даже должность старшего военачальника.













{T_LINK}



Вернуться назад