DataLife Engine > Легенды Единоборств > Магия единоборств - Чин Фат Мон (Врата Девяти Будд)

Магия единоборств - Чин Фат Мон (Врата Девяти Будд)

Магия единоборств - Чин Фат Мон (Врата Девяти Будд)

Слово "магия" ассоциируется у обывателя с черным вороном, пентаграммами, и зловещими огнями. Такой взгляд изрядно подпитывается низкопробными фильмами «о сверхъестественном» и мистической литературой. Пусть же обыватель останется при своем мнении, а мы поговорим о подлинной магии, о чудесном искусстве, возникшем в древности и ставящем в один ряд шамана, йога, мастера цигуна и гипнотизера. Об искусстве, позволяющем достигать невероятной власти человеческого духа над материей без помощи машин и электроники. Если быть точнее, речь пойдет о магии Конг-фу и о тех способах овладения ею, которые выделяет древняя школа тантрического буддизма, имеющая вьетнамское происхождение - школа Чин Фат Мон (Врата Девяти Будд).

Итак, слово Конг-фу (кит. Гун-фу) образовано двумя иероглифами. Первый - Конг (работа) состоит из трех черт. Нижняя черта олицетворяет собой Землю, средняя - Человека, а верхняя - Небо. Это так называемые 3 основы Восточной космогонии. Законы Земли (биологические) и Неба (божественные, духовные) давят на человека сверху и снизу, вынуждая его «работать», то есть бороться за качество своего существования. Цель Конг-фу - дать человеку возможность выйти из порочного круга вечной зависимости от обстоятельств. Конг-фу - это направляемый образ жизни. А боевая практика (куок дан во), медитативные системы (ду тхань тхует), энергетический тренинг (кхиконг) - лишь средства достижения указанной цели.

Понятие «три основы» использовал каждый маломальский уважающий себя восточный философ. В XIX веке в любой захудалой китайской лавчонке можно было приобрести «трактат» о том, как «выплавить пилюлю бессмертия, опираясь на «три основы» и «два начала». Но туманные шаблонные фразы лишь приводили в недоумение тогдашнего «ищущего» обывателя. Наличие же наставника вовсе не гарантировало успеха в «постижении Дао». Чаще всего фальшивые «учителя» водили за нос своих учеников, важно раздувая щеки, и годами использовали простаков в качестве рабочей силы.
Такое положение вещей, что вполне справедливо, не удовлетворяет современного человека. «Что я буду от этого иметь?», или иными словами - «Какую пользу принесут эти знания?» - спрашивает он.

Обрадуем его. Магические диаграммы и формулы имеют конкретное практическое применение в жизни.

Магия единоборств - Чин Фат Мон (Врата Девяти Будд)

(На рис - иероглиф “Работа”)

Иероглиф «Конг» содержит ответы на те вопросы, которые человек ежедневно задает себе, например, такие:

1. Почему мне так не везет?
2. Почему я делаю то, чего делать не хочу?
3. Почему я не могу держать себя в руках?
4. Почему чем больше я работаю, тем меньше результат?
5. Почему меня никто не любит?

Во всех этих вопросах повторяется одно и то же слово «я». Именно в этом «Я» все дело. Может быть хватит сваливать вину на других? Может быть пришло время «подойти к зеркалу» и познакомиться с этим «Я»?

Иероглиф «Конг» представляет собой структурную схему человеческого существа, состоящего из «3 основ»:

1. Зверь (Зыонг ват). Основа - «Земля»
2. Актер (Кеп хат). Основа - «Человек»
3. Тьма (Ам). Основа - «Небо»


1. Зверь.

«Человек - существо биологическое».
Когда на Земле появились первые люди, они мало чем отличались от животных. Когда на свет появляется человеческий детеныш, его сущность на 100% определяется животными инстинктами. Затем растущий ребенок под влиянием общества становится существом социальным. Но «зверь» никуда не исчезает, он лишь приручается. Да он и не может исчезнуть. Ведь «Зыонг ват» - это основа энергии, основа «кхи» человека. Инстинкты самосохранения, размножения и разрушения, темперамент - все проистекает отсюда. Физическое тело является носителем «Зыонг ват».

Ребенок - страшное существо, потому, что он способен не задумываясь, играя, убить другое живое существо. Известны случаи, когда маленькие дети попадали в стаи диких животных (например, волков, как Маугли) и прожив там несколько лет оставались живыми, так и не став человеком. Куда более страшно, если человек повзрослев по-прежнему в душе остается ребенком, лишь внешне имитируя поведение «взрослых».
Старея, он впадает в маразм, снова возвращаясь в детство. Он снова становится наивным, капризным и обидчивым, а главное - злым от своей беспомощности. Человек, удовлетворяющий лишь свои биологические потребности, навечно прикован к «Зыонг ват». Он живет, выбрасывая в окружающую среду свои биологические и моральные экскременты.

Но конечно же ни в «Зыонг ват», ни в естественных потребностях, ни в наших детях изначально нет ничего плохого. Чистоту и незапятнанность ребенка привозносят многие учения, особенно Тхань (Дзэн) и христианство.

В сравнении человеческой и животной природы тоже нет ничего уничижительного. Даже если игнорировать теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Некоторые восточные учения, например буддизм, утверждают, что многие из нас (даже сам Будда) были в прошлых рождениях животными. Только в христианстве воплощение зла - Сатану называют зверем, рисуют его с рогами и копытами. Этим подчеркивается его чуждость человеческой природе, что и воспринимается людьми как высшее зло. А вот что говорится в Библии, в Книге Екклезиаста (Глава 3):

18. Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные.

19. Потому что участь сынов человеческих и участь животных - одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества над скотом, потому что все - суета!

И это - о «царях природы», о тех кто создан по образу и подобию... Комментарии излишни.

Животное начало в нас, «Зыонг ват», - это чистая энергия, которую подобно мощному потоку можно лишь перенаправлять, но не подавлять. Подавление со стороны других или самоподавление (например, ярости или сексуального желания) приводит к значительным психическим отклонениям. Всякое желание человека - это начавшийся энергетический поток, поэтому любое психическое подавление подобно мине замедленного действия. Неумелое воспитание, равно как и его отсутствие, приводит к появлению на свет божий маньяков, параноиков и психопатов. Почти в каждом из нас сидит мина замедленного действия. Позволим ли мы ей взорваться?

Существуют несколько сменяющих друг друга энергетических процессов: накопление «кхи», возбуждение, после чего следует либо выплеск, либо подавление, либо перенаправление, и наконец торможение. После этого цикл повторяется. Эта схема включает в себя все психические и физические проявления человеческой деятельности. Как только человек отдохнул и энергия накопилась - механически возникает желание выплеснуть ее в акте агрессии или половом акте.

Воин учится сознательно контролировать энергетические процессы, и использовать их в своих целях.

2. Актер. «Человек - существо социальное».

С первых месяцев жизни ребенок начинает чувствовать, что определенные способы поведения позволяют ему получать от окружающих то, что он хочет. Он учится манипулировать своими близкими, а те манипулируют им.

Взрослея человек, словно актер, набирает целую систему ролей - для манипуляций другими, для достижения желаемых результатов. А так как это происходит почти всегда исподволь, он сам не может сказать точно, где он играет, а где остается самим собой.

«Кеп хат» - это маска лицедея, необходимая для жизни в обществе. Плохо в ней то, что частенько она играет против хозяина, принося ему массу неприятностей.

Каждого из нас окружают два круга манипуляций, два кольца, незаметно понуждающих поступать тем или иным образом. Большой круг - это нормы юридических законов, обычаев, традиций и предрассудков (суеверий), действующих в человеческой «стае». Малый круг — наше личное взаимодействие с окружающими. Люди словно машины нажимают на кнопочки, которые называют «страх», «жалость», «сочувствие», «чувство локтя» и т.д., получая нужный результат и... страдая от чужих манипипуляций.

Человек не может быть психически здоровым без общества себе подобных, потому, что другие люди - это «зеркала», создающие условия для саморефлексии - постоянного поддерживания образа «Я». Это одна из двух главных целей человеческого общения (вторая - обмен информацией).
Это естественно, и опять-таки, ничего плохого в этом нет. Если не считать рабской зависимости от образа «Я», не позволяющей человеку расти дальше, становиться кем-то более сильным и эффективным, чем его маска. В то же время именно общество позволяет «человеку растущему» постоянно оценивать свой рост через чужие точки зрения. Поэтому отшельнику, живущему в горах, трудно сказать, стал ли он более волевым, терпимым, или сообразительным. Нет материала для сравнения.

Путь воина - это путь в миру; только тут он может реально оценивать свое развитие. Однако жесточайшая ошибка — отождествлять себя со своей маской и своим «образом Я». Набор ролей - это лишь набор ролей и ничего больше. Нужно отделить себя от «Кеп хат», показывая «кто тут хозяин». То есть чтобы воин пользовался своим «актером», а не наоборот.

3. «Ам» - Тьма. «Человек - существо духовное».

Смерть отнимает у человека все то, что изначально ему не принадлежит. Тело, пол, имя, данные ему родителями, опыт побед и неудач, приобретенный в течение жизни. Энергия не может существовать без тела, связывающего ее воедино. Однако некоторым еще при жизни удается сформировать то, что заменяет тело после нее. Это «нечто» можно назвать телом осознания. Но это всего лишь слова, потому что описать невыразимое невозможно, оно как бы скрыто во тьме.

Поэтому адепты Чин Фат Мон называют тело осознания просто «Тьма» («Ам»), Каждый человек с рождения начинает формировать «Ам». Но примерно к 30 годам, когда он считает, что научился всему, что ему было нужно в жизни, развитие «Ам» прекращается. Лишь терпеливый, придерживаясь жесточайшей самодисциплины, проникает в тайну Тьмы, и путем упорного труда и побед над собой формирует тело осознания. Ведь истинная цель пути Конг-фу - бессмертие осознания. Подлинный воин стремится стать «ват ты» - бессмертным.

Для обычного человека зло есть то, что угрожает ему, а добро - то, что приносит приятные ощущения душе и телу. Благоденствие и верховенство человека в природе поставлено во главу угла во многих религиозных традициях. Но жизнь показывает равенство человека с другими живыми существами. Что тут говорить, если даже ничтожный микроорганизм может его убить.

Для Конг-фу добро есть то, что помогает воину приобрести власть над собой, а зло - то, что сковывает его рост: лень, потакание себе, надежда на случай, жадность, болтливость, зависимость, властолюбие, самооправдание, невежество.

Вопрос о смерти обычно вызывает либо животный страх, либо глуповатую иронию - лучшее средство не думать о будущем: «все там будем». Только вот есть ли это «там»?

В школе Чин Фат Мон при первом посвящении наставники вводят ученика в пограничное состояние между жизнью и смертью. Подготовительный период протекает около 3-4 месяцев (иногда больше). За это время человек должен подготовить свою психику к первому путешествию, чтобы ощущения потери, имени, облика, тела, пола не вызвали шока при столкновении со «скрытым во тьме». Во время посвящения ученик на собственном опыте узнает о том, что ждет его впереди. Таким образом его убеждения опираются не на слепую веру, а на знание.

На пути воина ждут множество испытаний, носящих в древних мифах название «ловушки дорожных демонов». Если он избежал одну ловушку, то обязательно попадает в другую. Так, одни полагают, что Конг-фу - это занятия единоборствами, и тратят на них всю жизнь. Другим нравятся ощущения, испытываемые во время обрядов и медитаций, они считают что эмоциональный или физический кайф - это и есть «общение с истинной реальностью». Третьи вязнут в трясине философских рассуждений, схем и трактатов, в общем умничают. Четвертые находят «последнее пристанище» в административных системах религиозных сект, всяких организаций и федераций. Эти президенты и архиепископы безнадежно увлечены деньгами или властью. Какое уж там бессмертие.

На более высокой стадии воин, жаждущий власти и имеющий больное самолюбие, может использовать свои необычные силы, чтобы управлять другими, манипулируя их сознанием.

Попавшему в ловушку дальнейший путь заказан. Победить «дорожных демонов» можно лишь сохраняя постоянный самоконтроль , а также опору на высшую цель.

В Конг-фу вопросы морали и нравственности не стоят. Так называемый «духовный рост» - следствие развития существа духовного, выросшего из существа биологического и социального. Путь, который пройдет человечество к постижению вечности, путь от невежественных шаманов, экспериментировавших над собой, до компьютерных психотехнологий долог и труден. Однако современному искателю повезло больше, чем его древнему собрату. Ведь знание духовных традиций - это не божье откровение, оно далось человеку дорогой ценой. Зато сейчас, опираясь на древние знания, передаваемые от наставников ученикам, новые адепты осмысленно стремятся к «другому берегу», к тем, кто ждет их во «Тьме», экономя много времени и сил.

(Кстати, лишь в христианской традиции тьма ассоциируется со злом. Ведь свет Солнца скрывает от нас звезды, прерывая визуальную связь с Космосом. Тьма продолжает существовать даже при свете, хотя бы в виде тени. Во многих традициях адепты занимаются внутренней работой именно ночью, когда солнце не скрывает звезды.)

* * *
Итак, любой человек, прикоснувшийся к Конг-фу, может почерпнуть в нем то, чего ему не хватает. Один - поправить здоровье и научиться постоять за себя, другой - найти занятие «для души», третий - получить ответы на вопросы о смысле жизни. Кое-кто даже может научиться властвовать над психикой других либо приносить им «энергетический» вред. Во Вьетнаме последнее называется «та-тхуат» - черная магия. Этим занимаются адепты-недоучки.
Но лишь немногие способны пройти Путь до конца и достичь высшего: вечной свободы и бессмертия. Как же воин выстраивает свою жизнь согласно трем основам?

Как надо жить

1. Воин нуждается в большом энергопотенциале не только для решения повседневных житейских задач, но и для энергоемких физических и психических тренировок. Для этого нужно содержать «Зверя» в идеальном состоянии, занимаясь физическими и энергетическими упражнениями. Режим, питание, образ жизни, сексуальные отношения выстраиваются таким образом, чтобы сохранять и повышать энергетический уровень. Тело и его энергия - область «Зверя».

2. Инстинкты и эмоциональные проявления - тоже аспекты проявления «Зыонг ват». Для достижения контроля над ними воин занимается особыми практиками в ситуациях повседневного общения. Эти практики построены на осознании зависимости возникающих желаний и эмоций от энергетического уровня. В школе Чин Фат Мон различают четыре энергетических уровня:

- Черепаха (самый низкий) («Ба-ба»)
- Змея («Са»)
- Птица («Чим»)
- Обезьяна (самый высокий) («Кхи»).

Названия энергетических уровней никак не связаны с подражательными стилями ушу. Они лишь выражают специфику волевых поступков у людей с разным энергетическим состоянием. Осознавая зависимость возникновения гнева, сексуального желания, упрямства, лени, раздражения, волевых проявлений и т.д. от своего энергетического состояния, человек постепенно становится хозяином собственных поступков, освобождая их из-под власти случая. Для этого ученик овладевает всеми энергетическими уровнями через сознательный контроль.

Уровень «Черепахи» используется для сна, медитаций и энергетического восстановления. Уровень «Змеи» - для быстрой мобилизации сил. Уровень «Птицы» - для монотонной работы, требующей выносливости. Уровень «Обезьяны» - для работы в «рваном» ритме.

Овладение всеми уровнями происходит в физических тренировках, поединках и обусловленной парной работе. Опираясь на разные способы дыхания и отработанные навыки расслабления-напряжения, боец на уровне «Черепахи» совершенствует общую выносливость, а также способность к релаксации и восстановлению. Уровень «Змеи» - это взрывные одиночные атаки и прыжки. Уровень «Птицы» - выполнение однообразных упражнений на силу и динамическую выносливость, а также отработка техники и парные упражнения. Уровень «Обезьяны» необходим для вольного боя.

3. Как отмечалось выше, человек в значительной мере зависит от отношения к нему окружающих. Словом, от описания его «Я». Например, если окружающие постоянно говорят человеку, что он дурак, он таки становится дураком. К сожалению, если говорят дураку, что он умный, умнее он не становится. Дело в том, что процесс построения личности требует намного больше времени и сил, чем процесс разрушения. И описание окружающими вашей личности лишь часть сложной схемы программирования процесса ее создания. Не менее важными элементами этой схемы являются поступки, поведение, образ жизни самого человека. Все это позволяет создать прочное самоописание. Самоописание и есть нечто вроде компьютерной программы, действующей в глубинах подсознания на уровне психоэнергетики. Здесь нет мелочей. Ученик меняет все: походку, манеру выражаться, мимику, даже интерьер своего жилища.

На первой стадии обучения ученику противопоказано сталкиваться с контр-описанием. Например, на этапе освоения технических основ, передвижений, ударов и приемов отрицательный опыт в необусловленном спарринге - это контр-описание. На следующих же этапах отрицательный опыт - лишь информация для дальнейшей работы.

Вообще говоря, поединок - одно из идеальных средств самопознания личности. В нем обнажаются и немедленно наказываются все слабости и недостатки. Слова и описания здесь не имеют значения, значимо лишь то, кем вы являетесь сейчас. Если вы невнимательны - пропускаете удары, если слишком горячны - нарываетесь на встречные контратаки, если пытаетесь мудрить - упускаете время и шанс атаковать, если механичны - оказываетесь в ловушке, если трусливы и пассивны - ломаетесь под градом ударов противника. Подлинный воин отличается от просто хорошего бойца тем, что вносит свой боевой опыт в жизнь. А опыт жизни, опыт общения с окружающими вносит в поединок. По существу, поединок со слабым и ничтожным в себе продолжается и вне пределов зала.

Связующим звеном между тремя «основами» является восприятие. «Удобное», «полезное» и «интересное» - вот три критерия восприятия, посредством которых окружающий мир определяет мотивы человеческих поступков. Очередность действия этих критериев напрямую зависит от энергетического уровня человека. «Кхи» - это наши «психоэнергетические деньги».

1) Если «кхи» мало, если мы устали или больны, - мы ищем «удобного». То есть хотим элементарно устранить ощущения боли, дискомфорта, голода и т.д.
2) Если энергии достаточно - мы ищем удовольствий, приятных ощущений.
3) Когда же энергии «хоть отбавляй», любопытство и азарт толкают нас на отчаянные поступки.
Все это исходит из «Зыонг ват», из нашей животной природы. Любое животное, гонимое чувством голода, холода или боли, идет на все, забывая о собственной безопасности.

Важным отличием людей является то, что они иногда руководствуются еще одним критерием - «полезное» или «целесообразное». В самом деле, ученик, который пытается сесть в «шпагат» вряд ли испытывает кайф. Мотив целесообразности - основной на пути воина. Но человек - не машина, жить «по правилам» утомительно для психики, да и попросту скучно. Методы школы Чин Фат Мон построены так, чтобы совмещать «приятное с полезным».
Один из видов работы - постоянный анализ своих поступков в связи с названными критериями. Это дает воину ясную картину того, во что он вкладывает свои усилия, свои психоэнергетические деньги. То есть, не выбрасывает ли их в пустоту, не обманывает ли себя, приписывая себе благородные мотивы лишь для самооправдания. Как например: «Я предал друга ради любви» и прочие глупости.

Медитативные практики

В Конг-фу они направлены не на достижение каких-то там «особых состояний», а на то, чтобы овладеть своим разумом как инструментом для быстрой и точной переработки информации. Пассивные медитации включают:

1) Концентрацию на одном объекте (точка акупунктуры, часть тела, процесс дыхания или движения, магическое изображение или звук).
2) Концентрацию на ряде объектов в четко определенной последовательности (части тела, точки акупунктуры).
3) Концентрацию на двух объектах или действиях одновременно (комбинации разных типов дыхания, ощущений расслабления и потоков энергии, движений и т.д.).
4) Концентрацию на многих воспринимаемых объектах одновременно (видимая панорама, слышимый диапазон звуков, все ощущения тела и т.д.
Активные медитации это: 1. Та же последовательная концентрация на ряде объектов или действий. Например, концентрация на движениях в комплексах формальных упражнений типа тао (или ката), как дыхательных, так и боевых. В системе школы Чин Фат Мон комплексы формальных упражнений боевого характера упразднены. Вместо них изучаются комбинации приемов.

2. Другая сторона активной медитативной практики, это магические обряды и ритуалы. О них стоит сказать особо.Любые обряды и ритуалы - это, по сути дела, приемы программирования, направленные на достижение определенных целей. Это может быть и защита от негативных влияний извне, и уничтожение контрпрограммы, и выполнение задач физического или психического развития. Наставник может таким образом программировать учеников.
3. Еще один вид активной медитации - концентрация на нескольких объектах в действии. Самый яркий пример - парная работа или реальный поединок. Такой режим работы сознания роднит его с любым видом деятельнсти, требующим концентрации внимания на движущихся в неопределенной последовательности объектах. Таким образом, медитация сливается с поединком, а поединок с повседневной жизнью.

В этом слиянии проявляется подлинная магия Конг-фу. В нем заключается Путь воина, Путь от животного к сверхсуществу. Главный закон этого Пути - гармония трех основ человеческой сущности: биологической, социальной, духовной. Нарушая данный закон, человек сам наказывает себя, будь он дикарь, будь цивилизованный человек.

И у того, и у другого три опасности: быть вдавленным в Землю, быть разорванным Людьми, быть испепеленным Небом.


Александр Джулай (кэмпо 4-96)

{T_LINK}



Вернуться назад